Михаил (mikha_el) wrote,
Михаил
mikha_el

Categories:

Школа не способна удовлетворить потребности наших детей и общества.

Новый материал по вопросу образования. Под катом размещаю еще один материал, совершенно не связанный с первым. Это для сравнения, что реально сейчас в российской школе происходит а тема там такая: "Проблема преподавания литературы в школе" из проекта "проблемы современной школы".

Увеличение срока школьного обучения не решит проблему. Проблема заключается в самой школе. Обязательные традиционные методы обучения и контроля абсолютно неэффективны. Родители отправляют детей в школу, руководствуясь наилучшими побуждениями, веря в ее необходимость для того, чтобы дети стали деятельными и счастливыми взрослыми. Многие сомневаются в эффективности школ, но традиционно считается, что подобные проблемы можно решить с помощью денег, привлечения более квалифицированных учителей, введения более серьезной учебной программы и/или более жесткой системы тестирования.

А что, если настоящей проблемой является сама школа? Печальный факт – один из наиболее лелеемых нами институтов, в силу самой своей природы, не способен удовлетворить потребности наших детей и общества.

Школа это место, где дети вынуждены находиться, и где их свобода сильно ограничена, ограничения эти гораздо более серьезны, чем те, с которыми большинство взрослых готовы были бы мириться на своих рабочих местах. В течение последних десятилетий мы продолжаем принуждать детей проводить в такой среде все больше и больше времени, и имеются достоверные свидетельства (которые приводятся в моей последней книге) того, что это приводит к нанесению многим из них серьезного психологического ущерба. Более того, чем больше ученые узнают о естественных способах обучения у детей, тем более очевидным для нас становится, что дети получают наиболее глубокие и полные знания, проявляя при этом неподдельный энтузиазм, в условиях практически противоположных школьным.
Обязательное школьное образование вот уже на протяжении жизни нескольких поколений остается отличительной чертой нашей культуры. Сегодня большинству людей сложно даже представить себе, каким образом дети могут получить знания, необходимые для достижения успеха в условиях нашей культуры, без него.
Большинство людей полагает, что основная система функционирования школ, известная нам сегодня, сложилась на основании научных данных о наиболее эффективных методах обучения у детей. Однако, на деле это очень далеко от истины. Школы, в сегодняшнем их виде, являются продуктом истории Школы, а не исследований в области того, каким образом дети лучше всего учатся новому...



Что общего у изучения литературы в современной европейской школе и в той, с которой эта европейская школа берет пример, — в школе античной?

Главное — наличие набора канонических текстов. Детей учат эти тексты читать, кое-что предлагается выучить наизусть. Предполагается, что хороший школьник, на основе длительного опыта чтения и письма, овладевает не только родным языком, но и набором основных, главных сюжетов, мотивов и образов, которые составляют каркас данной культуры.

В этой функции от литературы невозможно увернуться. Точнее говоря, стоит от нее увернуться, и ты безнадежно и навсегда поплыл и по всем остальным предметам тоже. Эта традиция начала меняться в европейской и американской школе только в последней четверти прошлого века, когда в школьную программу хлынули произведения других литератур в переводе на твой язык. Вместо родной литературы и нескольких классических образцов мировой литературы появился новый предмет, готовящий человека к жизни в глобальном обществе.
Одновременно место литературы стало все больше занимать кино. Самому кинематографу это даже мешает — он воспринимается как часть литературы. В последнее время большая литература вытесняется еще и играми и социальными сетями.

Люди стали персонажами своего собственного литературного творчества. У них нет времени читать большие тексты, подражать крупным авторам. Вместо романов сейчас пишут краткие дайджесты или резюме возможных романов. Миллионы авторов в социальных сетях стали держателями портфолио литературных замыслов. Крутейших. «И это все читают дети».
И пишут. На школьное образование, прохождение, извините за выражение, школьного курса литературы просто нет времени.

Как пел Высоцкий — «Руслан Халилов, мой сосед по камере / Там Мао делать нечего вообще».
К услугам трудящихся краткое изложение классических литературных произведений.

Что со всем этим делать?
Пересматривать каждый год программу, отсылать детей к золотым полкам и библиотекам, которые составляли Герман Гессе или Валерия Новодворская.Подбирать литературу к параллельно идущим предметам. Например, к урокам географии подсовывать «Фрегат Палладу» Гончарова — одну из пяти-семи главных русских книг XIX века.

В советское время начитанность была синонимом образованности. Потом наступило время, когда личный активный житейский, гражданский, социальный и политический опыт просто не оставляли времени на тотальное чтение джентльменского набора канонических текстов. Эти требования продолжают действовать только в очень узком социальном сегменте. Массовый человек оставлен сейчас без литературы или почти без литературы. Вместо нее идет вал бездарных пустышек. Если школьный учитель литературы сумеет своих учеников хотя бы научить, где проходит граница между литературой и ее муляжом, честь ему и хвала. Но это трудно: для этого нужно освоить разные методы анализа текста, уметь показать, как сделано литературное произведение, — и не с помощью Бахтина на примере Достоевского, а на произведениях новейших писателей. Таких учителей еще надо подготовить…
А как, в натуре, если ваши школьники уже стали писателями?