Михаил (mikha_el) wrote,
Михаил
mikha_el

Categories:

реакция на разоблачение разоблачения

Некоторая реакция на тему, которая публиковалась прежде: mikha_el в разоблачение разоблачения. Стоило мне ждать 15лет. Смерть стоит того, чтобы жить. А любовь стоит того, чтобы ждать.



 Обзор интернет-дискуссии, посвященной новому фильму о событиях 29 июня 1997 года

Разоблачение30 июня в сети появился фильм «Разоблачение: pro et contra». Публикацию сопровождало краткое слово о том, что это за фильм: «Прошло 15 лет с печально памятных событий в московском храме Успения в Печатниках. Все эти годы те, кто их спровоцировал, сеяли клевету и тем самым порочили доброе имя Преображенского братства и его основателя священника Георгия Кочеткова. Сегодня эта ложь наносит непоправимый вред уже не только братству, но и всей Русской Православной Церкви. Фильм рассказывает о том, что на самом деле произошло в 1997 году в храме Успения в Печатниках и кто за этим стоял. В фильм вошли свидетельства участников и очевидцев тех событий».

* * *

Фильм вышел через несколько месяцев после очередной волны републикации в сети клеветнического фильма «Разоблачение» и всего лишь через несколько дней после того, как сайты «Благодатный огонь» и «Русская народная линия» выложили в Интернет материалы сборника «Школа церковной смуты», содержащего тенденциозным образом подобранные документы и свидетельства. Благодаря такому «отбору» и клеветническим комментариям сборник (в свое время распространенный тиражом 15 тысяч экземпляров, а ныне запущенный в Интернет) в корне искажает картину происшедшего пятнадцать лет назад.

За первые же десять дней фильм «Разоблачение: pro et contra» посмотрело около пяти тысяч человек1, в сети в связи с ним развернулась бурная дискуссия.

Дискуссия показала несколько интересных вещей.

О братстве

Во-первых, оказалось, что в целом отношение к о. Георгию Кочеткову и Преображенскому братству за прошедшие пятнадцать лет постепенно изменилось в лучшую сторону. И если несколько лет назад любое упоминание как пастыря, так и его паствы в положительном ключе немедленно вызывало массированный гневный «окрик» со стороны «ревнителей», стремящихся буквально «забить ногами» «проштрафившегося» автора неугодного поста, то сейчас в каждой из веток обсуждения на одного-двух яростных противников братства, стремящихся любой ценой и невзирая ни на какие аргументы осудить, заклеймить и обвинить, приходится не только один-два  члена братства, но и достаточно много сочувствующих, пытающихся объективно разобраться в деле блогеров. 



Вот характерные примеры:

«...к о. Георгию не имею однозначного отношения, жена же моя знает ситуацию изнутри и оценила этот фильм как наиболее бесстрастный и соответствующий правде. В свое время она ушла из общины Кочеткова, но вовсе не благодаря аргументам Александрова, Шевкунова, Осипова и Смирнова, а совсем по другим причинам. Их же доводы, мягко говоря, непорядочны и мало соответствуют христианскому духу».

«У меня много есть вопросов о том, что происходит вокруг о. Г. Но чтобы задавать их, надо сначала отсеять явную ложь о нем, с которой, к сожалению, начинается и которой заканчивается 99% критических высказываний о нем, вроде неспровоцированного избиения о.М. в алтаре и проч.»

«Посмотрела оба фильма, что правда не знаю, но стало очень грустно в любом случае». - «Похожие ощущения. Но, всё же зная менталитет и тех и других, склоняюсь верить общине о. Георгия. Разве люди такого уровня как Юрский могут врать?»

«Справедливости ради, кочетковцы натерпелись за эти годы и от нас.

Хлебнули так сказать, нашей братской любви».

Во-вторых, практически сразу же параллельно с темой собственно инцидента, произошедшего 15 лет назад, практически в любом более или менее развернутом обсуждении фильма начиналась дискуссия по нескольким параллельным, но очевидно непосредственно связанных с первой темой проблемам: катехизация, перевод богослужения на русский язык и т.п.

О переводе богослужения

То, что говорится в дискуссии про перевод богослужения, во многом напоминает дискуссию по документу Межсоборного присутствия, посвященному языку богослужения. И хотя некоторые посты непосредственно привязываются к той провокации против священника Георгия Кочеткова и Преображенского братства, которой и посвящен фильм («Не только я думаю, а многие знают, что священноначалие предупреждало его, что не нужно сейчас служить на русском языке, служить с открытыми вратами и проводить литургические эксперименты, потому что еще не время. Его убеждали, уговаривали, о.Владимир Диваков приходил к ним на собрания, разговаривал с ними, но о. Георгий жестко и упорно настаивал на своем, за что и поплатился...»), тем не менее многие участники дискуссии быстро переходят к обсуждению собственно проблемы перевода богослужения:

«Игорь, я молюсь и читаю Писание на церковнославянском языке, но то, что он имеет сакральное значение, не считаю. Если люди хотят молиться на русском, это их право».

«Евангелие - Благая Весть о спасении благодатью Господа Иисуса Христа - лучше воспринимается на простом, понятном людям языке, чем на забытом, вышедшем из употребления старославянском. "Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие..." Если бы Господь Иисус Христос говорил на устаревшем, формальном языке, народ вряд ли теснился бы к Нему, чтобы слышать Слово Божие.

Ничего плохого или еретического в этом нет и не было, если кому-то это не нравится - это его личное дело».

О катехизации

Тема катехизации затрагивается в дискуссии в гораздо более тесной и непосредственной связи со служением о. Георгия и Преображенского братства: «Тогда запугали верующих страшным словом «кочетковщина». Не тогда ли положено было начало нынешним проблемам?» - «Думаю, гораздо раньше. Нынешние проблемы - логический итог застоя в РПЦ, на который она была обречена будучи подконтрольна советской власти. Но почему перемены не начались в новое время, особенно когда они стали необходимы в период массового притока людей в церковь на рубеже 80-х-90-х?? Как раз в этот период о. Георгий предлагал отработанную им систему оглашения для всех, кто желал креститься. Ему было понятно что будет с неофитами без сознательного воцерковления. ...в лице о.Георгия и тогдашнего церковного руководства столкнулись два противных друг другу подхода к пастырству, миссионерству и вообще церковному устройству. Один - простой священник, но миссионер и пастырь по призванию от Бога, другие - чиновники-администраторы, прошедшие фильтры на благонадежность и получившие свои посты с благословения советской власти отнюдь не за пастырские и миссионерские усилия. Видимо, мотивы конфликта с церковной властью и пострадавших от нее свт. Иоанна Златоуста, преподобных Максима Грека, Серафима Саровского - тех, кто имел от Бога таланты и призвание на то или иное служение, во все времена одни и те же. В данном случае было решено провести вот такую спецоперацию по упразднению братства о. Георгия».

«Там тараканов тоже хватало, насколько понимаю. Моя подруга в Твери рассказывала, что одно время к ним в храм стала ходить большая группа последователей о. Георгия. После возгласа диакона: «Елицы оглашеннии, изыдите...» начиналось движение народа. Это те, кто не прошел оглашение, покидали храм». - «А что тут такого? Все как полагается. А не странно, когда крещеные люди кланяются, когда возглашают: "Оглашенные, головы преклоните"?» - «Присоединяюсь. Зачем тогда возглас произносить если ему не следовать???»

«Крещеный человек согласно канонам отпадает от Церкви не участвуя в Таинстве Евхаристии более 2-х недель без уважительных причин. Да, большинство из «стомиллионной паствы» крещенных (рейтинг РПЦ ок. 2-3 %), но не воцерковленных, не присоединенных через Евхаристию  к Церкви, не могут быть членами церкви, соответственно называться христианами могут весьма условно - по самоидентификации ввиду произведенного над ними когда-то Таинства Крещения, но не быть членами церкви согласно канонами и по православному учению о Церкви. О. Георгий не перекрещивает крещеных, а присоединяет их церкви через Евхаристию, но сперва оглашая их согласно древней Традиции Церкви. Именно из тех времен мы и имеем текст Литургии, где было совершенно четкое разделение на оглашенных, просвещаемых и верных».

Да, несомненно, значительную часть дискуссии занимало обсуждение самого инцидента. Однако оно не представляет существенного интереса, так как все аргументы сторон, документы и даже видеозаписи опубликованы, и поэтому просто цитируются как одной, так и другой стороной. Но, как уже сказано выше, даже это обсуждение не производило впечатления заведомого перевеса осуждающей о. Георгия и Преображенское братство стороны - скорее, наоборот.

Всё это дает весьма основательную надежду на то, что в обозримом будущем будет положен конец тем несправедливым преследованиям, которым в течение долгих лет подвергалось Преображенское братство - и его опыт, прежде всего связанный с миссией, катехизацией, общинной и братской жизнью, сможет гораздо плодотворней, чем прежде, послужить всей нашей церкви.

Обзор подготовила Александра Колымагина

---------------

1 К моменту отправки номера в печать - более шести с половиной тысяч.

КИФА №9(147), июль 2012 года





Tags: ПСМБ, Церковь, братство, священник Георгий Кочетков, соборность
Subscribe

promo mikha_el may 3, 2013 12:55 13
Buy for 30 tokens
Повстречал одно интересное свидетельство буддиста: « В прошлом я была христианкой, меня крестили, но особо верующей себя никогда не считала. К вере в Будду я пришла примерно семь лет назад. Учение привлекло меня тем, что его сторонники не занимаются миссионерством. Сторонники буддизма стараются…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments