Михаил (mikha_el) wrote,
Михаил
mikha_el

Оскорбление религиозных чувств: историческое основание.

Вчера мы с нашими детьми посетили выставку "Не должно вам быть", которая находится сейчас в музее современной истории Росии на Красной Пресне. Дети увидели небольшой фильм с хроникой времени начала гонений на Церковь, увидели как разрушали храмы. Увидели фотографии детей, голодавших в Поволжье и меню тов. Дзержинского со свежей лососиной, зеленью и горошком.

А я обратил внимание на один документ, письмо Варвары Брусиловой Ленину. Нашел в сети текст письма, но видимо не полный. Эти гневные строки писала некогда светская красавица, наследница большого состояния, жена блестящего офицера и невестка знаменитого генерала, а теперь потерявшая все 23-х летняя вдова и мать, приговоренная к смерти. Едва ли возможно себе представить каким мужеством должна была обладать женщина, на пороге расстрела думающая не о себе, но о невинно убитых людях, Православной вере и будущей судьбе России.

На суде в своем последнем слове Варвара Брусилова сказала: "Ваш приговор я встречу спокойно, потому что по моим религиозным верованиям смерти нет... Я милости и пощады не прошу…» По решению суда пятерых арестованных расстреляли. Шестерым смертную казнь заменили 5-ю годами лишения свободы. В их числе была и Варвара Котляревская. Вскоре, благодаря заступничеству родственников, она была помилована и выпущена на свободу.



"Владимир Ильич!

Моя подпись напомнит Вам недавний процесс церковников, в котором 5 человек поплатились головой за свои религиозные убеждения. Я была в числе 11, приговоренных к высшей мере наказания. Говорят, что Советская власть за убеждения не судит. Это неправда. Конкретной вины у нас всех не было никакой, к нам были так суровы за то, что некоторые из нас имели мужество перед лицом Трибунала поднять голос в защиту своих святынь, сказать вслух то, о чем шепчется по углам и шумит вся Православная Русь.

Вам лучше, чем кому-нибудь, должно быть известно, что никакого заговора, никакой преступной организации у нас не было. Большинство из нас впервые увидели друг друга на скамье подсудимых. Нас объединяло только оскорбленное религиозное чувство. Пусть с Вашей атеистической точки зрения мы были не правы — разве за это можно казнить? Не милости, не пощады я у Вас прошу, я спокойно глядела в глаза смерти весь долгий месяц одиночного заключения после приговора, но мне лишь невыносимо больно было за тех, на которых у Вас поднялась рука, мне больно за невинно пролитую кровь.

У Вас, именующего себя вождем русской революции, я спрашиваю: какими словами, если не кровавой расправой назвать Ваш революционный суд?..

Не думайте, что этим путем Вы искорените религиозное чувство в душе русского народа. Знайте, что тысячная толпа, присутствовавшая на нашем процессе в Трибунале, в то время, как Вы поливали нас грязью и называли нас бандитами и людоедами, эта толпа приветствовала нас, как новых мучеников христианства всюду, где могла. Они молчали потому, что знали, что слово в «свободной» Советской России карается смертью, они видели это на живом примере.

... Я предлагала мои молодые силы на служение ближним для санитарной и медицинской работы в голоде и эпидемии, но в этом мне было отказано. Я обречена на бессмысленное сидение в тюрьме. Конечно, мое заключение облегчено сознанием моей невиновности и моральной поддержкой с воли. Со всех концов Москвы несут мне передачи...

Бывший епископ Антонин (Грановский — бывший епископ Владикавказский и Моздокский; в обновленчестве — митрополит Московский (1922—1923); с 1923 именовал себя «Московский и всея Руси»; один из лидеров обновленческого движения, глава Союза «Церковное возрождение» — ред.) заявил в печати, что мы обязаны ему спасением нашей жизни. Знает ли он, что не все захотят принять этот дар от его запятнанных кровию рук! Ведь на него и его сподвижников... падает ответственность за загубленные жизни.

В. И. Брусилова"



Оказывается, выражение "оскорбление религиозных чувств" широко использовалось в те времена. Не удивительно. В стране, где все люди принадлежали к некоему вероисповеданию, а не к национальности, вполне допустимы религиозные чувства. Невольно напрашивается аналогия с Пусси Райот. Девушки как раз таки и протестовали против оскорбления религиозный чувств. Да, они не христиане по внешним границам и образу жизни. Но меры, принятые властью едва ли чем-то отличаются от 90-летней давности.
Tags: вера, история
Subscribe
promo mikha_el may 3, 2013 12:55 13
Buy for 30 tokens
Повстречал одно интересное свидетельство буддиста: « В прошлом я была христианкой, меня крестили, но особо верующей себя никогда не считала. К вере в Будду я пришла примерно семь лет назад. Учение привлекло меня тем, что его сторонники не занимаются миссионерством. Сторонники буддизма стараются…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments