Михаил (mikha_el) wrote,
Михаил
mikha_el

Category:

О воспитании детей в вере родителей

Дети из христианских семей: малыши, подростки, молодежь – какие они? Отличаются ли они от детей из неверующих семей? Являются ли они светом миру? Как часто к верующим родителям подходят люди, чтобы сказать: «Какие у вас замечательные дети! Как вы их воспитываете?»

К сожалению, мои и не только мои многолетние наблюдения за детьми христиан и людей этого мира показывают – различия невелики, а примерно к 11 классу школы они практически стираются. Это то самое время, когда огорченные родители обращаются к братьям и сестрам по вере с просьбой помолиться за сына или дочь, который больше не хочет ходить в церковь, связался с плохой компанией, заигрывает с неверующими парнями (или девушками). Можно ли что-то сделать, чтобы избежать подобных проблем, и если да, то что?


К сожалению, многие родители утешаются уверениями психологов в том, что все подростки проходят через период бунтарства, когда они бросают вызов родительской власти. Однако такой период в жизни ребенка далеко не норма с библейской точки зрения. Обратимся к Писанию – нашему ориентиру в жизни, актуальному в современном мире, как и тогда, когда она записывалась. Слово Божие недвусмысленно говорит нам, что дети должны быть послушны родителям (Еф.6:1), они должны воспитываться в учении и наставлении Господнем (Еф. 6:4), быть честными (1 Тим. 3:4), верными (Тит. 1:6).

Причин родительской неудачи может быть много. Среди них – недостаток попечения, зависимость от телевизора, бесконтрольное использование компьютера, плохое влияние сверстников и т.д. Как правило, эти причины лежат на поверхности, многие родители о них знают. Но есть еще одна, о которой очень многие даже не задумываются, принимая за что-то само собой разумеющееся. Это перекладывание значительной части родительских полномочий в воспитании детей на людей этого мира. Я имею в виду детский сад и школу. Христиане приводят своих, еще не окрепших ни духовно, ни психологически, ни физически детей к этому миру с просьбой воспитать и научить их. Малыши начинают посещать ясли уже с полутора лет, когда в норме должны формироваться механизмы эмоциональной привязанности. Время от рождения до примерно 6 лет – это период, за который ребенок должен глубоко и сильно привязаться и полюбить близких ему людей: отца, мать, других членов семьи. Это время, когда он должен впитывать, как губка, атмосферу, царящую вокруг него, нормы поведения, усвоить главные жизненные ценности. В эти годы он учится послушанию, привыкая смирять свою волю перед волей родителей. Именно это поможет ему в будущем смиряться перед волей небесного Отца. Очень опасно в этот период времени поместить ребенка в такую среду, которая будет закладывать в нем неправильные понятия и модели поведения. В детском саду ребенка не будут учить почитать Бога и Его заповеди, не научат молиться и относиться друг к другу с любовью. Если воспитатели не являются зрелыми верующими людьми, они будут вести себя соответственно, и ребенок будет наставляем ими по их понятиям. К тому же, дети развиваются от общения с любящими их взрослыми, а не от помещения в коллектив к аналогично незрелым сверстникам. И, конечно же, привязанность, формирующаяся к родителям, не должна замениться новой привязанностью к своим ровесникам или посторонним людям, не знающим Бога.

Школа. Это учреждение, в котором дети проводят долгих 11 лет своей жизни. Большую часть времени, отпущенную нам Богом, чтобы мы «воспитывали их в учении и наставлении Господнем». За эти 11 лет мы, родители, получаем возможность общаться с детьми только по вечерам и по выходным. Все остальное время ими занимаются другие люди. Что они несут нашим детям, что вкладывают в их умы? Теорию эволюции? Религию светского гуманизма? Достаточно полистать учебники биологии, истории, географии, чтобы увидеть, сколько лжи в них заложено. Тем не менее, в школе она преподается как научная истина. Сверстники. Это коллектив случайно подобранных детей, с которыми ребенку приходится тесно общаться годами. Он перенимает их манеру себя вести, их жизненные ценности, продолжает привязываться к ним, стремится проводить с ними все больше времени. В христианской среде бытует ошибочное мнение, что наши дети должны научиться быть светом и солью миру, отстаивая свое мнение в среде неверующих сверстников. Но детство – это не период противостояния, это период впитывания и копирования. Это основная движущая сила воспитания и обучения – ребенок внимательно наблюдает за своим окружением, стремясь подражать ему и во всем соответствовать. Противостояние неестественно для ребенка и не нужно его к нему принуждать. Лучше поместить ребенка в такую среду, которая будет обучать, развивать его согласно слову Божьему, и пусть впитывает и подражает! Действительным светом миру может быть только человек, который уже осознанно покаялся, посвятил свою жизнь Богу, и это должно быть зрелое решение. Но пока ребенок, растущий в семье христиан, сам еще не обратился к Богу, ему нужно создать среду для правильного внутреннего роста.

Так что же делать? Я вижу только один выход – родители должны вернуться к исполнению своих родительских обязанностей и вновь принять на себя ответственность за своих детей, возложенную на них Богом. С 1992 года Законом об образовании наряду с очной формой разрешены и такие формы обучения детей, как семейное образование и экстернат. Родители на совершенно законных основаниях могут переводить детей на обучение в семью, при этом в школе должны будут сдаваться промежуточные и итоговые аттестации. Сейчас во многих городах есть уже немало школ, которые успешно работают с экстернами, есть и школы, которые практикуют дистанционные формы обучения и принимают детей со всех точек земного шара – лишь бы был компьютер и интернет. В наш информационный век родители могут прекрасно организовать обучение своих детей, как занимаясь с ними сами (используя учебники и цифровые ресурсы интернета), так и привлекая репетиров (очно или дистанционно). Таким образом, они смогут полностью контролировать все то, что вкладывается в умы их развивающихся детей, проводить с детьми гораздо больше времени, наставлять их в учении Господнем, влияя на них так, как считают нужным.

В моей семье растут пятеро детей от 3 до 14 лет. Из них уже четверо – школьники. Последние 6 лет я учу детей дома, поэтому все, что я написала выше, подкрепляется и моими практическими наблюдениями. Все мои дети с радостью ходят в церковь, принимают участие в детских и подростковых программах, а также в служении. Они ежедневно читают и изучают Библию, мечтают о служении Богу. Мой муж, я, наши дети – все мы большие друзья, проводящие много времени вместе и наслаждающиеся каждым днем совместной жизни. Качество образования в нашей семье также хорошее. Дети получают в школе оценки «отлично», участвуют в олимпиадах, занимаются в различных кружках. Они хорошо социализированы, умеют общаться с людьми различных возрастов. Они послушны и почтительны.


Tags: дети, школа
Subscribe

promo mikha_el may 3, 2013 12:55 13
Buy for 30 tokens
Повстречал одно интересное свидетельство буддиста: « В прошлом я была христианкой, меня крестили, но особо верующей себя никогда не считала. К вере в Будду я пришла примерно семь лет назад. Учение привлекло меня тем, что его сторонники не занимаются миссионерством. Сторонники буддизма стараются…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments